В сложной экономической ситуации и с введением все новых санкций не исключено, что Запад может закрыть для россиян навигационную систему GPS. Эксперты ГК «МОНТРАНС» рассказали, как мы будем жить без американских спутников.
Черные экраны ноутбуков, провалы сотовой связи, глюки в навигаторах, перебои в электроснабжении и неработающие банкоматы. Такое фантастическое будущее может наступить, если все спутники над Землей перестанут передавать сигнал. Сейчас на орбите работают более 30 американских спутников (GPS) и 25 российских (ГЛОНАСС). Сигнал с одного сателлита покрывает на планете область диаметром 10 тысяч километров. По данным экспертов, чтобы заблокировать GPS для России, нужно отключить не менее 10 спутников.
Константин Крейденко, главный редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС», говорит: «Чтобы отключить спутник, с ним нужно провести сеанс связи, а сеанс связи можно провести только над территорией США. Поэтому, вопрос отключения глобальной системы GPS маловероятен. Я не говорю уже про имиджевую сторону. Потому как после отключения аппаратов на орбите сигнал перестанут принимать не только на территории России, но и потребители по всему миру».
Владимир Макаренко, директор по развитию Fort Telecom утверждает: «Даже если будет ограничен сигнал GPS для коммерческого использования, то больших последствий для бизнеса в любом случае не будет. Количество спутников над головой станет меньше, но это не значит, что навигация перестанет работать. Практически все навигационные приемники, которые выпускали последние пять лет, могут принимать сигналы и GPS, и ГЛОНАСС, и Galileo, и Beidou. Поэтому существенных изменений не будет. Возможно, только точность станет ниже».
Алексей Самойлов, обозреватель журнала «КомТранс», резюмирует: «Трудно сказать, до какой стадии могут дойти санкции. Если говорят, что Запад может нам отключить Интернет, то в теории GPS могут отключить с такой же вероятностью. Хотя я в это не очень верю. Это глобальная система и выключить одну страну нереально. Для этого надо сразу поменять траектории всех спутников. Это очень дорого. Я думаю, что ГЛОНАСС вполне справится с решением не сложных задач. Правда, точность позиционирования GPS, особенно дифференцированного GPS, намного выше».
Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки», сказал: «Не вижу для наших пользователей каких-то серьезных рисков. Риски могут быть у тех, кто владеет устаревшим оборудованием, имеющим только GPS-приемники или «серые» телефоны, которые ввозились без сертификатов и в них может оказаться только приемник GPS. Все остальное оборудование будет работать нормально без каких-либо проблем».
Дмитрий Журавлев, управляющий партнер ГК «МОНТРАНС», отмечает: «Можем гипотетически предположить такую ситуацию, когда будет ухудшаться качество приема данных или не произойдет обновление каких-либо метрик по GPS. Это приведет к нарушению подсчета пробегов и к сбоям построения маршрутов логистики. Но в целом такой сценарий маловероятен. ГЛОНАСС, конечно, справится».